Открытое письмо

Республиканское общественное движение «Согласие и стабильность» на страницах газеты «Осетия сегодня» (№4, апрель, 2005 г.) опубликовало статью «Осетинская национальная идея», в которой изложило взгляды своего Аналитического центра на этот важный для современного этапа развития североосетинского общества вопрос и предложило общественности участвовать в широкой, публичной дискуссии по этой проблеме. К сегодняшнему дню в редакцию газеты поступили довольно многочисленные отклики на эту публикацию в виде статей и еще больше звонков с предложением организовать круглый стол по этой проблеме с участием всех желающих. Кроме того, в других органах печати появились публикации на эту тему, которые с полным правом можно отнести к материалам, представляющим отклик на упомянутую статью. 
В частности, к подобным материалам можно отнести и публикацию в газете «Социал-Демократ Алании» (№ 3(44) июнь 2005 г.). Д. Габачиева под названием «Осетинская национальная идея должна базироваться на интересах многонационального народа Северной Осетии». И поскольку автор статьи несколько раз цитирует материалы из газеты «Осетия сегодня», то настоящая статья задумана в качестве ответа на его умозаключения и критику.
Напомним, что в упомянутой публикации в газете «Осетия сегодня» осетинская национальная идея представляется ядром «идеи североосетинского общества» и, по мнению авторов, в ее состав входит более общее понятие «российская национальная идея» наряду с национальными идеями других народов, составляющих современное российское общество.
Правда, там подчеркивается, что национальные идеи других народов, живущих в РСО-А, не образуют автоматически некую идею , именуемую «общенациональной идеей североосетинского общества», поскольку для этого нужна «глубокая социально-экономическая и духовно-культурная их интеграция, а главное - наличие сближающей эти народы цели, ближайшей и далекой перспективы, общей магистрали исторического прогресса при сохранении, естественно, их национальной самобытности». Это выводы авторов из Аналитического центра РОД «Согласие и стабильность», и они, безусловно, заслуживают внимания и уважения. Далее указывается, что формируемая с этих позиций североосетинская национальная идея в ее широком понимании с исторической и социально-психологической точек зрения должна отражать и выражать самосознание не только, собственно, осетин, но и других народов нашей республики, исторические судьбы, национальные идеалы и цели которых взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако, делается далее вывод, в пределах нашей республики именно осетинская национальная идея может стать ядром единой общенациональной идеи североосетинского общества, не подавляя и не заслоняя собой национально-психологические специфические особенности других проживающих здесь этносов.
В дальнейшем авторы упомянутой статьи совершенно правомерно указывают, что в современной научной литературе содержательная сторона национальной идеи определенного народа на конкретном этапе его исторического развития обычно связывается с какой-то конкретной целью, увлекшей весь данный народ (или большую его часть), или с социально-политическим идеалом (было и такое) на каком-то историческом этапе адекватном коренным интересам данного народа, его чаяниям и упованиям.
Исходя из такой предпосылки, оговариваясь, что они не претендуют на абсолютную истину и готовы к дискуссии по этому вопросу, авторы считают, что в настоящее время, на данном историческом этапе, можно осетинскую национальную идею представить как идею объединения Северной и Южной Осетий в единое территориальное образование (в качестве полноправного субъекта Российской Федерации), обеспечивающее высокий уровень развития этого субъекта в экономическом, духовном, культурном и т.д. аспектах, при нерушимой принадлежности к нему Пригородного района РСО-А со столицей в г. Владикавказе.
Ну что ж, очень ясно и четко выраженная позиция, и она достойна уважения. И хотя в настоящее время условий для ее немедленной реализации нет, но как идея, сплачивающая осетинский народ и все североосетинское общество, она имеет право на существование.
Но вернемся к статье Д. Габачиева. В самом начале автор замечает: «Носителем, генератором национальной идеи чаще всего выступает господствующая власть и ее элита в лице интеллигенции». Ну что ж, с этим не поспоришь. Но далее делается удивительное умозаключение: «И власть, и прислуга, и обслуга этой прислуги не способны выработать долгосрочную, рассчитанную на перспективу и на прогресс национальную идею, понятную и воспринимаемую всей нацией, только по той причине, что те и другие руководствуются исключительно конъюнктурными интересами (сохранение власти, накопление собственности, и т.д. и т.п.).
Этому убедительный пример депутатов Парламента РСО-А, одобривших решение Президента РФ о лишении своих избирателей прав на избрание себе главы республики и глав администраций местного самоуправления». Вот тебе и раз! Бедный Парламент РСО-А - он не в состоянии выработать «долгосрочную, рассчитанную на перспективу и на прогресс национальную идею» - только лишь потому, что одобрил решение Президента РФ, направленное на повышение роли государства в современном обществе в интересах того же народа. Это уже неуважение и к Парламенту, и к главе республики, им выбранного.
Далее еще более странные выводы: «Вместе с тем следует констатировать, что современная властная и бизнес-элита, совковая интеллигенция еще не готовы адекватно отвечать на вызовы времени». Тогда кто же ответит на «вызовы этого времени» - неужели только Д. Габачиев? А он не представитель «совковой» интеллигенции? Или он с Марса? Ну зачем же так оскорблять и власть, и интеллигенцию, и бизнес-элиту? И, главное, парламент, состоящий из уважаемых людей! Далее идет критика в адрес авторов статьи в газете «Осетия сегодня».
«На мой взгляд, непонятной становится и позиция авторов публикации «аналитиков» из РОД, которые предлагают «ядром» осетинской национальной идеи сделать идею объединения Северной и Южной Осетий в качестве полноправного субъекта РФ… Что, прикажете теперь перекраивать границы по родоплеменным и даже национальным признакам? Нет, это ошибочный и опасный путь. Чего стоит в этом отношении негативный пример наших соседей, который является контрпродуктивным, наносящим вред, прежде всего, самим себе, ибо такая позиция мешает не только восстановлению прежних добрососедских с нами отношений, но и ставит искусственные барьеры для разумного пользования общими благами современной цивилизации».
Не кощунствуйте, господин Д. Габачиев! Вы ставите на одну доску вековую мечту осетинского народа о воссоздании единой искусственно разделенной осетинской нации и стремление ингушских экстремистов прихватить под видом «возвращения на землю отцов» Пригородный район РСО-А, к которому они никакого отношения не имеют. Если Вы это до сих пор не знаете, что примите во внимание, что это исконная территория Осетии-Алании, только временно - с 1920 по 1944 г. - заселенная ингушами. И неужели Вы искренне верите, что ингушские экстремисты действительно ставят целью разумное пользование общими благами современной цивилизации?
Опомнитесь, господин Габачиев!
Что стоит Ваша фраза: «Здесь, кстати, достоин подражания пример наших соседей, стремящихся, во что бы то ни стало, возвратиться на места своего проживания».
Да не возвратиться они хотят - они хотят отнять Пригородный район у РСО-А!
Именно так заявляют многочисленные участники митингов в Назрани, именно так говорит президент РИ М. Зязиков. А мирно трудиться на этой земле, «разумно пользоваться общими благами современной цивилизации» им никто не запрещал и не запрещает, но в качестве жителей РСО-А.
Далее очередная любопытная и «плодотворная» мысль Д. Габачиева, заслуживающая всеобщего внимания: «Непродуманным, на мой взгляд, является утверждение авторов публикации из РОД, что в случае объединения РЮО и РСО-А и вхождения в состав РФ достигается высокий уровень развития… Не выгоднее ли в таком случае Осетии «с двумя крыльями» находиться одним крылом в России, другим - в среде европейской цивилизации? Почему с Севера, а не с Юга ожидается будущее благополучие и процветание осетинской нации? Если учитывать, что РЮО в продолжение своей 12-летней истории показала свою жизнестойкость и может претендовать на признание ее западными странами и принятие в Евросоюз, пусть даже в конфедерации с Грузией, то это вполне реально. Юг Осетии может стать «окном» в Европу и для Севера, а для России южными «воротами» в цивилизацию. Возможность вступления Южной Осетии в состав Евросоюза становится делом времени. Не осознавать эту ситуацию - поражению подобно».
Наивный господин Габачиев! Вы действительно верите в то, что в конфедерации с Грузией РЮО может претендовать «на признание ее западными странами» и стать для Северной Осетии «окном в Европу», а для России «воротами» в цивилизацию?
Вы действительно верите в то, что Грузия с ее разбитой экономикой, нищим населением, ее политикой геноцида в отношении югоосетинского народа сможет обеспечить ему благосостояние и даже облагодетельствовать Россию, сделав ее «цивилизованной»?
А дальше еще интересней! Господин Габачиев выступает против участия «ныхашей» всех уровней и советов старейшин в воспитании подрастающего поколения.
«В развитых странах, у цивилизованных народов, создаются зрелые институты гражданского общества, способные осуществлять действенный гражданский контроль над властью, над чиновниками, а мы довольствуемся и радуемся участием и послушанием архаичным институтам первобытного общества и проповедям племенных вождей. К тому еще получающих жалование из казны или изымающих себе доли из пожертвований языческим святым. В этом, как бы горько кому ни казалось, «дикость» и убогость современного осетинского национального сознания».
Господин Габачиев, остановитесь! Вы поднимаете руку на самое святое в осетинском обществе - на старших! А ведь абсолютное большинство этих «племенных вождей» - участники ВОВ, защищавшие весь народ России, в том числе и Северной Осетии, к словам которых с благоговением должна прислушиваться молодежь. А Вы пытаетесь их оскорбить, поставить под сомнение их участие в воспитании подрастающего поколения.
Воистину, не ведаете, что творите!
И следующая мысль, достойная детального разбора. «А что касается призывов аналитиков из РОД о соблюдении «чести, достоинства» и других рыцарских качеств, то от них человек богаче и сытнее не станет!» Ну что ж, господин Габачиев, эти призывы не к Вам - это Вам, видимо, ни к чему. Это к молодежи - эти качества ценнее, чем любые богатства и сытость. Но господину Габачиеву этого, видимо, не понять!
Но дальше: «Вызывает сомнение и тезис «аналитиков» из РОД о том, что осетинская национальная идея и национальные идеи других народов, населяющих РФ, могут породить российскую общенациональную идею. Как это производное от множества дурных идей могут «породить» жизнестойкую национальную идею более ста народов и народностей».
Господин Габачиев, это уже оскорбление! Среди этих «дурных» идей называется и осетинская национальная идея, в основе которой лежит идея объединения РСО-А и РЮО. Неужели и это дурная идея?
Или любая национальная идея дурна, если в ее создании не принимал участия лично господин Габачиев?
И еще один шедевр: «Сегодня отдельные лидеры России, а также их прислуга из околополитических кругов вследствие недостатка фантазии пытаются создать новую общность - россияне». Господин Габачиев, россияне - это те, кто живет в России. И этим термином пользуются не отдельные лидеры России - это официальный термин, который использует при обращении к народам России и Президент РФ. И все мы, в том числе и население РСО-А, а также большинство населения РЮО - россияне. Но Вам, так и быть, пусть будет позволено так не называться, если для Вас это звучит оскорбительно - фантазии у Вас, как показывает анализируемая статья, предостаточно.
Особую тревогу вызывает следующий тезис господина Габачиева: «Выработка национальной идеи - это многосложная и трудоемкая работа коллектива специалистов, экспертов и ученых разных направлений. Вопрос в том, имеет ли нынешняя североосетинская власть возможность и желание, в том числе материальные и финансовые, чтобы обременять себя заботой подобного характера. Думается, что сегодня ни федеральная, ни республиканская власть не готова и не желает разработки общенациональной идеи. Скажу прямо. Она не хочет рубить сук, на котором сидит…». Как же Вас понять, господин Габачиев, но ведь в республике уже идет дискуссия на тему «осетинской национальной идеи», в которой, в частности, Вы участвуете. И в составе уже упомянутого Аналитического центра РОД «Согласие и стабильность» есть специалисты различных направлений - философы, социологи, психологи и т.д. И в продолжающейся дискуссии приглашаются участвовать все желающие, в том числе эксперты и различные представители ученого мира, - ведь истина рождается в споре! Значит, нынешняя североосетинская власть имеет и желание, и возможность обеспечить условия для разработки подлинно научной национальной идеи. А что касается их личного участия в ее разработке, то нынешний глава республики Т. Мамсуров, будучи на постах и председателя Правительства РСО-А, и председателя Парламента, вместе с другими членами руководства РСО-А много сделали для материальной и моральной поддержки наших братьев в Южной Осетии, для грядущего осуществления вековой мечты осетинского народа об объединении. И нет сомнения, что на своем нынешнем посту он мудро и последовательно будет осуществлять эту линию, не давая возможности различным провокаторам перевести ее в русло кровавого вооруженного конфликта.
И, собственно, причем там сук, на котором кто-то сидит?
Вообще, социал-демократ Д. Габачиев очень не любит власть, а, собственно, за что ему ее любить? Что она хорошего ему сделала и что она вообще делает в республике, стране?
Но тут его высказывания в адрес власти переходят все рамки цивилизованной критики. Посудите сами: «Власть и государство - это для немощных, больных и детей. Государство не в состоянии обременять себя заботой о каждом и обо всех. Требование современного капиталистического общества, и об этом следует говорить честно и открыто, - это самодостаточная, самообеспечивающая личность. Государство - не собес. А власть зыбка и не постоянна».
Ну, воля Ваша, господин Габачиев! Это не социал-демократия, это какой-то анархизм. Не хватает только маузера и лозунга «Анархия - мать порядка». Власть нужна уже хотя бы потому, что именно властные структуры и призваны для реализации национальной идеи.
И все было бы ничего, если бы из этих высказываний не вытекал бы оскорбительный, неприемлемый для подобных публикаций и дискуссий выпад в сторону нынешнего Президента РФ, всеми уважаемого в нашей республике В.В. Путина: «Разве глава государства, торжественно и публично провозглашающий себя «демократом» или «либералом», может отнимать у своих избирателей их конституционное право избирать себе начальников. Подобное граничит с политическим цинизмом». Даже в запале дискуссии мы хотим остаться по отношению к господину Габачиеву в цивилизованных рамках. Но уж больно напрашивается сравнение с известными персонажами из известной басни Крылова!
Можно было бы и дальше перечислять перлы из статьи Д. Габачиева, но под конец нашей публикации вернемся к основной теме - осетинской национальной идее и ее трактовке в понимании Аналитического центра РОД «Согласие и стабильность» и автора анализируемой статьи. Трактовку осетинской национальной идеи (подчеркиваем – идеи, реализация которой требует продолжительного времени и соответствующих исторических социальных и экономических условий) о необходимости объединения разъединенного осетинского народа в единое целое, как уже упоминалось, господин Габачиев не приемлет и выдвигает свои собственные предложения и аргументы. Еще раз прислушаемся к ним: «Вспомним, что посоветовали президент США Дж. Буш и госсекретарь США К. Райс президенту Грузии М. Саакашвили в ходе визита в Грузию: «Создайте привлекательный образ Грузии». А это значит улучшение уровня благосостояния населения, гарантий социальной и правовой защищенности граждан, т.е. уровень жизни людей, близкий к европейским стандартам, значительно лучше, чем в России. Вхождение Грузии в Евросоюз и финансовые вливания в экономику республики западных инвестиций, в том числе американских, могут сотворить такое чудо. Тогда еще не известно, с кем выгоднее быть осетинам».
Ну что тут сказать? Пожалуй, это и есть политический цинизм. Как будто с луны свалились – «создайте привлекательный образ Грузии». Каким образом в разоренной гражданской войной стране, начисто лишенной энергоносителей, с разбитой экономикой, правительством, которое наобещало многое своим согражданам в ходе «революции роз», а сейчас видит единственный выход в PR-кампании в связи с выводом российских военных баз и нагнетанием обстановки в отношении Южной Осетии? Надежда на финансовые вливания из США – они уже идут в виде зарплаты из фонда Сореса членам грузинского правительства.
Надежда на оболванивание исторической памяти грузинского народа – 13 июня сего года по одному из каналов российского ТВ показали страничку из учебника истории для грузинских школьников, где черным по белому написано, что в 1941 году грузинский народ ждал прихода немецко-фашистских войск как освободителей от советской власти.
Ну что ж, теперь понятно, почему президент Грузии М. Саакашвили не приехал в Москву на празднование 60-летия Победы в ВОВ.
Но Вы то, господин Габачиев, о чем Вы говорите? Когда, на каком этапе исторического развития осетинский народ выбирал между честью и выгодой? Может быть, в XVIII веке осетинам было бы выгоднее не присоединяться к единоверческой России, а остаться «под сенью» Турции или Ирана? Может быть, в суровую годину ВОВ осетинам было бы выгоднее создавать банды террористов и диверсантов для борьбы с советской властью, как это делали соседи, а не послать 20% своей нации (по сути – цвет нации) на войну, где половина из них погибла? Да, сейчас России трудно – но ни один уважающий себя осетин не позволит нарушить волю своих предков и отойти от нее туда, где выгоднее, где можно ожидать финансовых вливаний от западных стран, в том числе и США.
Опомнитесь, господин Габачиев, на чью мельницу Вы льете воду? Мы не хотим публично клеить на Вас какие-то ярлыки. Поэтому извините нас за горячность, допущенную в этой полемике, но, как сказал в 5 в. до н.э. великий философ Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже!»
Валерий Гизоев, председатель Исполкома РОД «Согласие и стабильность» .